СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ:

Facebookicon Twittericon

Строительство Рогунской ГЭС обострило отношения Узбекистана и Таджикистана

Некоторые эксперты видят выход в компромиссе

Рухшона Ибрагимова

2010-03-05

ДУШАНБЕ -- Таджикистан и Узбекистан конфликтуют из-за гидроэлектростанции.

Начало строительства Рогунской ГЭС на реке Вахш не способствовало улучшению и до этого натянутых отношений.

Таджикские эксперты гадают, на какие ответные действия пойдет Узбекистан, а узбекские власти уверяют, что Таджикистан не может строить ГЭС без согласования с ними.

Узбекистан много раз предупреждал о последствиях проекта для окружающей среды. В феврале эта страна обратилась к Таджикистану с просьбой провести независимую экспертизу экологических последствий строительства ГЭС. Узбекский премьер-министр Шавкат Мирзоев, на страницах правительственной «Правды Востока», напомнил об угрозе экологического ущерба и землетрясений.

В ответном письме премьер-министр Таджикистана Акил Акилов заявил, что ГЭС необходима для обеспечения страны электроэнергией, и что вопросы экологии и угрозы катастроф учитываются.

Но на этом словесная война не закончилась. Редактор узбекской проправительственной газеты «Народное слово» Салим Дониеров написал, что Таджикистан ведет «игру втемную».

По словам некоторых таджиков, Россия и Узбекистан сорвали строительство Рогунской ГЭС 20 лет назад.

«Пакистан обещал выделить 600 млн. долл. США на строительство ГЭС (в1992)… С этого началась кровопролитная междоусобная война, - вспоминает таджикский сенатор Ходжи Акбар Тураджонзода. - Ни Россия, ни Узбекистан не захотели, чтобы пакистанцы… пришли в Таджикистан». Но узбекский независимый политолог Сергей Ежков с такой трактовкой не согласен.

«Не надо демонизировать спецслужбы России и Узбекистана. Гражданская война в Таджикистане – это не их инициатива», - сказал он. По его словам, обе страны не хотели отвлекать ресурсы на то, чтобы не дать войне перейти на свою территорию.

Эксперты с обеих сторон мало в чем соглашаются, но прогнозируют, что до решения проблемы еще далеко.

«Ничто не мешает Узбекистану блокировать работу Рогунской ГЭС, будь она даже построена. Вплоть до военных методов вмешательства. И эта республика будет абсолютно права», - говорит политолог Александр Князев, отмечая, что для строительства ГЭС на трансграничной реке нужно заключить международное соглашение.

Но независимый таджикский политолог Рустам Самиев говорит, что ситуация слишком неопределенна, чтобы утверждать, что одна сторона права.

«В рамках существующих международных прав нет четких запретов, так как вопрос трансграничного водопользования все-таки предмет дискуссии».

Самиев говорит, что у руководства обеих стран нет политического капитала, чтобы идти на обострение конфронтации из-за Рогунской ГЭС.

«Во-вторых, каждая из двух стран обладает значительной диаспорой соответствующего нацменьшинства (таджики в Узбекистане и узбеки в Таджикистане), что при этническом конфликте угрожает серьезными внутренними проблемами и ... территориальной целостности обоих государств», - утверждает Самиев.

Независимый таджикский политолог, пожелавший остаться неизвестным, считает, что отношения между странами зашли в тупик из-за разногласий президентов.

«(Узбекский президент Ислам) Каримов старается доказать ... насколько он «нетаджик», - говорит он. - (Таджикский президент Эмомали) Рахмон же всячески пытается доказать у себя в стране, что он не ставленник Узбекистана».

Дониеров говорит, что конфликт выгоден определенным силам.

«Он выгоден недружественным для обоих добрососедских государств сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации в регионе», - считает он.

Узбекские эксперты видят один выход – договориться.

«Необходим водно-энергетический консорциум, в котором участвовали бы все без исключения страны Аральского бассейна плюс страны-инвесторы, плюс возможные внешние потребители будущей энергии», - считает Князев.

Ежков уверен, что необходимо проведение международной экспертизы.

«Да, не всегда простые и радостные, но любые переговоры – это поиск компромисса, - говорит он. - Главное сегодня – это восстановить доверие».

Дониеров соглашается. «Необходимо провести независимую (экологическую, техногенную) экспертизу под эгидой ООН», - сказал он.

Анонимный таджикский эксперт соглашается с узбекскими критиками проекта, отмечая, что «строительство Рогунской ГЭС ведется в интересах кучки олигархов, а не нации».

«Противники строительства плотины в начале 1990-х заявляли, что невозможно полностью исключить просачивание воды до уровня залегания слоев соли, - говорит он. - Основание плотины может оказаться настолько неустойчивым, что даже небольшое землетрясение может его сдвинуть».

«Сейчас уверяют, что в проекте все это учтено, и ... планируется строительство отводных тоннелей, чтобы избежать просачивания воды, - говорит он. - Однако, вопрос: существует ли сейчас возможность полностью следовать технологии?»

Что Вы думаете об этой статье? (Всего голосов: 120)

Оставить комментарий ( Правила по вводу комментариев )

* Обязательное для заполнения поле
Button

Комментарии читателей

  • Я не хочу что бы Таджикистан создал ГЭС Рогун. Если Таджикистан создаст ГЭС Рогун то мы будем отсоят от Таджикистана не так как раньше 5 леть а 20 леть мы отсоем от Таджикистана. Пусть за меня не кто из граждан Узбекистана не проголосует но я всеравно стану президентом! Власть в моих руках. Я сосу кровь узбекистан до последной каплы!

    January 24, 2012 @ 09:01:21AM
    Дарья
  • Да ради богу пусть строят этот ГЭС! Интересно, на какие средства? Может на те которые отправляют Жамшуд и Равшан?

    January 6, 2012 @ 04:01:39PM
    Didon
  • Nenado sudit ekonomiku po volyute eto glupo. naprimer turkskaya lira do nedavnix vremton bil ochen nizkim daje nije chem uzbekskiy so'm no nesmotrya na eto Tursiya ochen razvetaya i bogataya srana. I nesmotrya na nashu volyutu mi i po ekonomike i po voyennoy sile i po mnogim otnosheniyem ochen silni i mogushestvenni po sravneniyu s Nishshim tadjikistanom. bez Uzbekov i bez Uzbekistana nebilobi ne tadjikov i ne tadjikistana! Vi jivyoti na schot nas i bez nas vi pomryoti! tak chto nenado vistupat zdes!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    December 13, 2011 @ 01:12:52PM
    Ulug'bek
  • Я думаю что, наши правители все таки должны договариватся. Мы всеравно будемь строит Рогун так что, не надо высовыватся.Свою проблему мы сами можем решать а вы решайте свою ЯСНО! Мы считаем что вас нет в лице земли для нас.Узбекхо кори худатона кунед. ба мо НЯНКА даркор не фахмо!!!!!Мы обойдемся без вас .Лучши вам надо менять своего президента. Ах да,вы не можите он же пожизненый выбран вы хотите этого или нет

    November 30, 2011 @ 12:11:00PM
    Azaмат
  • Узбеки хотят или нет Таджики построят и Рогун и другие объекты социального назначения для себя чтобы жить нормально и обеспечить свой народ. Каримов-кто он такой? Даже сами узбеки сомной согласны. Каждый третий выживает за счет России или Корейи.Вы посмотрите на курс национальной валюте в Узбекистане 100сум равен 0,25сомони.отсюда и вывод. Пусть он сначала у себя порядок наведет, а потом других научить как жить.

    November 27, 2011 @ 12:11:00PM
    Сафо
  • slushaite uzbeki nam ne nuzhen ni samarkand ni buhara nam i bez nih horosho,seichas tam ne ostalos istinyh tadjikov,a nashi uzbeki stydiatsa priznavatsa uzbekami.chto na eto skazhete ne smeite oskorblat tadjikov,uzbekskaya nacia proizoshla ot tadjikskoi!!

    November 2, 2011 @ 06:11:00AM
    idoyat
  • рано или поздно все страны низовья хотят они этого или не хотят будут платить за каждый литр воды.К сожелению это произайдет не так быстро как бы мы этого хотелию.Психология людей должна изменится.Им трудно свыкнутся с мыслю что за воду также как за газ надо платить.При этом они надеются на свое численное приемущество.Даже намикают на военное противоборство.Пароканда лашкар наояд ба кор .Дусад марди чанги бех сад хазор.Уверяю вас вам дешевле будет заплатить за нашу воду,нежели воевать с нами.Вы нас загнали в такие условия, что терять нам нечего и мы очень-очень злые на ваше узбекское правительство.Узбекский народ сам устал от своего упрямотупого правительства

    October 15, 2011 @ 12:10:00AM
    sobir
  • Столько много специалистов Рогуноведов, ну нужен человеку свет ,в конце концов,да пусть строит,пусть будет свет каждой семье,а не только по праздникам,,\"хотел человек купить автомашину а сосед против,и желает ,чтобы провели экспертизу авто,а вдруг кого эта машина задавит \" давайте подумаем,прежде чем высказать ерунду,,,а в Узбекистане очень сильная агит. машина не спорим,,,

    May 19, 2011 @ 02:05:00AM
    Каримислам
  • Дорогие друзья, я иранец. Моя работа заключается в изучении и исследовании России и стран Центральной Азии. Поэтому у меня есть хорошие знания о вашей культуре, политике и экономике. Между тем, меня беспокоит один вопрос... и, если быть точным, у вас есть страны с одними историческими корнями. Было время, когда вы все жили под одним флагом и удовлетворяли потребности друг друга. Теперь, когда вы, с помощью Бога, обрели независимость, основной факт не изменился, и вы - все еще бывшие друзья, которые должны сотрудничать друг с другом и решать проблемы вместе. Ваши чиновники должны раз и навсегда покончить с проблемами. Они не должны рассматривать проблемы, как вопросы чести ... конфликт между вами будет решен только благодаря вашей готовности и решимости. С надеждой на установление прочного мира и дружбы.

    November 20, 2010 @ 07:11:00AM
    یک خواهان صلح
  • Я одного не пойму,мы гэс построим но воду же наглухо закрыват не возможно же никому.Это просто зависть.

    September 21, 2010 @ 04:09:00AM
    Расул
  • Te kto rugaetsya nam oboim vrag. Tretaya storona vsegda ugrozhaet dvoim sosedam. spasyot tolko nasha vera v Boga i terpimost druga k drugu

    September 21, 2010 @ 02:09:00AM
    Arslon
  • Таджикистан без Рогуна без будушей!Рогун для Узбекистана в будушей хорошей полза будеть.Таджики и Узбеки толко одно дорога,добрососедский отношение-все осталной фигна.НЕУЖЕЛИ У ВАС НЕТ ...... ВСЕ ЕВРОПА ОБЕДИНЯЕТСЯ, А У НАС НАБОРОТ!

    September 20, 2010 @ 07:09:00AM
    Anonymous
  • Tadjiki ni komu ni chego ne doljni i tem bolee usbakam

    September 20, 2010 @ 06:09:00AM
    Anonymous
  • Кназев !!! Мы группа таджиксих моджахедов хотим встретится с Вами. Пожалуйста дайти свои координаты. Поверте мы и наши методи обрашения понравутся Вам и вашим близким. Knazev !!! We tajik mojahedeen want to meet You and want to discuss to You . Please give us You coordinates. Beleive that You Your friends will like our behavior and methods of discussion.

    September 20, 2010 @ 12:09:00AM
    Spitamen
  • Мы обращаемся к обоим правительствам: разрешите свои проблемы с взаимопониманием, работайте на развитие, не на разрушение. Настало время совершить конструктивную революцию развития мирным путем и сделать мир мирным раем.

    September 18, 2010 @ 12:09:00AM
    piyar ali sakhi
  • Князев козёл!

    September 11, 2010 @ 09:09:00AM
    sudur
  • ненада была нанерву играт узбекский руководителям, а тепер получает таджикский полполитики.если узбекистан захочет течения год достроит ваши рогунский гес.еще непоздна востонавит отнощения,толко не с рахмоном.он слишком много забалтался про наши великий и уважамые каримова,он знает что делает и мы поддержим его политика.

    September 11, 2010 @ 06:09:00AM
    илхом
  • Da... . Ya xochu chto bi vi uslishali moe mnenie! Ne vajno Tadjik li ti ili Uzbek - Musul\'manin ili Buddist. V lyuboy strane est\' xoroshie ili ploxie. Ya sam Uzbek mne 17 let. Uvidev odnogo ploxogo Uzbeka ne nado dumat\' chto vse Uzbeki takie. I Uzbeki vi toje ne dumayte chto vse Tadjiki odinakovie. Lyudi bivayut raznie. A vi uvajaemie grajdani Tadjikistana ne nado govorit\' pro zavest\', nam ved\' toje priyatno imet\' razvitogo SOSEDA day vam ALLAH postroit\' to chto vi sami xotite no pri etom ne meshaya nikomu. A na schet Samarkanda i Buxari vi gluboko oshibaetes\'. V etix gorodax ne znayu pochemu no stidyatsya predstavlyatsya Tadjikami i tam ne odin Tadjik po natsional\'nosti ne skajet chto Samarkand ili Buxara gorod Tadjikov. I esli vi dumaete chto Nashi xotyat idti protiv vas to priezjayte, posmotrite i sravnite nashi ostalnie oblostya s tak nazivaemimi Tadjikskimi gorodami. Vi uverites\' v Tadjikistane takogo je krasivogo goroda kak Samarkand ili Buxara vi ne naydote. I vot vam drugoy primer : Vstrechayet kak to Tadjik(10-let ne posyativshiysya rodinu) Uzbeka(15-let ne evshiy PATIR iz TANDIRA) v Amerike i uznayot po primetam (Tyubiteyka, Chapan, galoshi) . Chto bi oni sdelali vi dumayete? Ya otvechu obnyalis\' bi , priglasili bi drug druga domoy i ugastili bi PLOVom! (KAK MINIMUM) Tak chto vse mi lyudi dlinnaya unas istoriya ili korotkaya, Musul\'mani mi ili Provoslavnie, UZBEKI mi ili TADJIKI. MIR VAM VSEM, BUD\'TE PO RAZUMNEE, I NE NADO OSKORBLYAT\' DRUG DRUGA NE ZNAV KTO ON I CHTO ON ZA SOBOY NESET.

    September 8, 2010 @ 04:09:00PM
    Uzbek
  • гэс надо строить если это не кому не во вред Таджикистан нищая убогая страна голимый коридор для наркоты там ни когда ничего не будет хорошего

    September 8, 2010 @ 07:09:00AM
    sergio
  • аллах дал мусулманом палочку,чтобы они этой палкой друг-другу .... ковыряли.пока мы будем выяснять отнашение другие страны до небо дойдут,а мы так и останимся с этой палкой.

    September 5, 2010 @ 09:09:00AM
    G/R/A
  • Я думаю это бред какое то...больше нечего делать так как ссориться из за мелочей....мы же почти одна нация, куда бы непоехали нас называют азиатскими, это значит мы одна семья. моя бабушка была из Узбекистана, когда у моих родных свадьба или какое то мероприятие, то мы несможем поехать там из за сложности визы... Рогун, это же хорошая идея, у нас будет свет....и я согласна с Рогуном

    August 31, 2010 @ 08:08:00AM
    dilafruz
  • А не кажется ли вам граждане узбеки, что вы слишком борзеете? Почему наш бедный таджикский народ для того,чтобы прокормить своих детей, я не говорю про то чтобы дать образование им,уезжает на заработки в холодную Россию где и унижают и убивают, а вы узбеки у нас чувствуете себя хозяевами? Богатых таджиков у нас не так уж и много. Да и все знаем с чего они разбогатели.Но Аллах есть - рано или поздно все что нажито на людской крови и слезах боком выйдет им. Чтобы так и было.Мы таджики народ простой может и примитивный потому что забитый. Мало кто учился в советское время т.к. батрачили на полях. Учились только северные таджики и работа у них была \"непыльная\".А узбеки только и занимались торговлей \"людей объебывали\". И действительно не ваше собачье дело эта ГЭС. Если бы она была вашей вы бы нас и не спрашивали.Все вы хитрожопые твари.Я бы вас вместе с китайцами из Таджикистана на х.. выгнал.

    August 28, 2010 @ 01:08:00AM
    Не важно
  • нельзя так унижать узбеков, не надо обвинать их во всех наших бедах. Мы всё равно никогда не сможем встать на равне с узбеками. Вы посмотрите какая у них культура, образование, власть, а чего достигли мы таджики за все эти почти 20 лет независимости??? Даже если пройдёт ещё таких же 20 лет наша Рогунская ГЭС не достроится, и мы всегда будем попрошайничать, зависеть от русских и узбеков, а ещё скоро и от америкашек. Наш народ как и был, так и останется ТУПЫМ!!!

    August 24, 2010 @ 12:08:00AM
    Dilka
  • Здравствуйте, господин. Меня зовут Вахаб. Я посещу ваши страны.

    August 20, 2010 @ 07:08:00PM
    rajawahabali
  • хаха узбеки стали нам братьями узбеи не люди ищут где больше взять фиг вам рогун мы построим

    August 15, 2010 @ 12:08:00AM
    west
  • в все не понили рогун это наша будуши узбекам паможем провда у вас светь будит у нас Самарканд и Бухара

    August 6, 2010 @ 09:08:00PM
    рустам
  • Ассалому алайкум братье мусулмане.О чем мы спорим между собой?мы таджики и узбеки всегда были родными но 2008 года помните зиму в роддомах дети,в общежитьях студенты умерли и пострадал насиления 2 месяца без света и без газа нам электричество из Р У-на была.Вот почему РУ отключил свет и газ мы за это всеравно будем платить и РУ пуст убирают границу от минных полей.Сколько женшин и дети погибли от этих мин?вы этого незнайте граждане РУ.Как-то открыли границу узбекстанские машины ездять у нас наших не пускают.На это что скажите?Если вам воды не хватает мы причем тут?джиззахск и сирдаренских областях из пустини что вы сделали,воду не трогайте не будет засухи нигде.Еще вы говорите что у вас богатая гос-во,а ваш народ приезжают к нам на заработку на это что скажите?Зачем нам такая гос-ва,а народ бедный?Территория наша что хотим натворим соглашайтесь со мной.Я сам узбек гражданин Таджикистана я люблю свою родину не мешайте нам.А так нам не надо судить кому что делать,есть люди с большими жырними задницами и большой головой они занимают стол и получают деньги не за что.

    August 3, 2010 @ 10:08:00PM
    Рауф
  • мда, споров много если честно мне все равно кто что строит. Из-за этих этих проблем сейчас в Таджикистане по вечерам Омоновцы гоняются за узбеками. Тормозят машины проверяют паспорта у пассажиров спрашивают национальность. Я такой действии в Узбекистане не слышал. Там никто не гоняются за таджиками. На работу берут всех не спрашиваю национальности. Тут и так с работай проблема + еше началась охота за ведьмами :( два глава государство сами разберутся без нас. Мы народ одно не понимаем не дай бог начнется переполох нам же будет плохо народу, политикам насрать на народ, мы для них стадо баранов, куда они скажут туда мы и папром. Люди!!! одумайтесь о последствии. Дела не в этом кому польза ГЭС в этой заварушке, народ страдать будет 100% без разницы Таджик или Узбек. Из-за кризиса и так народу худо, все тычете \"я крутой задавлю\" а кому это надо? пару идиотам? так что подумаете хорошенько прежде чем говорить.

    July 29, 2010 @ 05:07:00PM
    anonim
  • Честь и хвала таджикскому народу которая вот уже 20 лет выкарабкивается из пропасти... При этом не теряют свою самобытность. Узбекистану не хватает гражданской войны.Только тогда бы они поняли что такое мир и как он дорог. В чем сегодня разница между нами узбеками и нашими соседями таджиками? Русские что нас называют \"чурками\" что и их. Киргизские же события показали явно, что мы своей наглостью всем надоели. Если мы добрые соседы то почему же минируем свои границы и простые труженики взрываются и теряют свои жизни? Слепо запрещаем и какое имеем право запрещать строительству Рогуна, когда этот ГЭС строится на водных возобновляемых ресурсах а не на атомах? Посмотрите на энергетический сектор Узбекистана, ведь 60% электроэнергии мы получаем от тепловых станций сжигая и портя экологию в миллион раз больше чем Таджикистан с своим Алюминиевым заводом.Где наша узбекское благоразумие? Что мы хотим от наших соседей? Ведь простому таджику или простому узбеку и так не сладко в этой жизни а мы, писатели и грамотеи разных мастей хотим еще более усугубить это положение. Я не виноват что я узбек и он так же невиноватый что он таджик и любить свою страну так же как мы любим свой Узбекистан. ПРИЗЫВАЮ ВСЕХ К БЛАГОСКЛОННОСТИ ДРУГ К ДРУГУ. Узбекистанскому правительству необходимо срочно сесть за стол переговоров с Рахмоном и принять участие в строительстве Рогуна. Народ Узбекистана не хочет казаться фашистами в Средней Азии.

    July 28, 2010 @ 10:07:00AM
    Узбак
  • Наши дорогие соседи, вы покупаетесь на внешние сумасшедшие идеи, что экспорт электричества даст огромные дивиденды, но это миф, смотрите на вещи более реально.

    July 25, 2010 @ 12:07:00PM
    Ali
  • Мы тэжики ни когда не сможем построит ГЭС и это знает последный тэжик давайти жит дружно

    July 20, 2010 @ 07:07:00AM
    Sarvinoz
  • Мы построим ГЭС, хотите вы этого или нет.

    July 10, 2010 @ 11:07:00PM
    Anonymous
  • Уж не знаю чья это игра, только народ Таджикистана власти опять обманули, собрали деньги и теперь не знают куда их девать, освоить все не могут, потому что разрешение на строительство пока ведь не дали

    June 24, 2010 @ 12:06:00AM
    Tonya
  • Это игра России, они это делают и только.

    June 1, 2010 @ 12:06:00PM
    atek
  • Tajiki i Uzbeki odna Naciya s raznimi yazikami .. Zachemn nujno tak sebya vesti ? Ne nujno voini. Malo li voini na etom svete?? smotrite chto sluchilos s IRAQOM sleduyushi IRAN. Eti tvari hotyat nashey voini . Oni zainteresovani . Russia viberit odnu storonu Amerika viberit druguyu i budut ubivat nas musulman . Nam etogo ne nado. Budem odnoy edinoy ... ASSALAMU ALEKUM.)))))

    May 22, 2010 @ 03:05:00AM
    zarif
  • Я сын Арипова Хабибулло Яхьяевича. Я смотрю здесь уже стыд и совесть потеряли. Пишет статью Мирзокурбон Сухробов про Рогунский ГЭС и о человеке которого почти 3 года снами нет про покойного Арипова Х.Я., директора и основателя Согдийского Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД, который внесь весовым вклад профилактике ВИЧ инфекции в Республике Таджикистан и за ее пределами. Мирзокурбон Сухробов жду от Вас официального извинения.

    May 18, 2010 @ 03:05:00AM
    Орифходжа
  • Убейте друг друга, пусть русские посмеются, тупые идиоты!

    May 13, 2010 @ 01:05:00AM
    Highlander
  • Люди добрые не надо безполезно ссорится,из за того что уже суждено.Построить Рогунскую ГЭС велено Всевышним.Это воля АЛЛАХА!!!Вместо того что ругать друг друга давайте посмотреть правде в глаза.Я как истинный мусльманин обращаюсь ко всем руководителям и чиновникам Среднеазиатских республик ХВАТИТЬ плясать под дудку \"великому\" народу.Вот настоящие наши враги!Они всегда и везде унижают нас,называя чёрножопыми.От этого слова страдают не только Таджыки,но и Узбеки,Туркмены,Киргизы и Казахи в целом вся Средная Азия.Да Русские называют нас чурками.Русские чиновники не хотят чтобы наши госудаства(Среднеазиатские)объединились.Если наши глупые руководители перестанут биться между собой,ковырятся друг другу в неприятные места и объединяться в одно единое,тогда у нас у всех будет все.Этот Союз будет лучще ЕС и тогда мы больще не будем ни от кого зависеть,ни один из нас не поедеть гастарбайтером в РФ,мы не будем больще ни кого бояться,не будем больще слыщать оскорблений в свой адрес,ведь это касается нас всех.Между Узбекистаном и Таджикистаном ввели визовый режим,кому это выгодно?Не ужели бюджеты этих двух братских государств нуждаються в доходах этого рода?А народу от этого лучще?В приграничных районах жывут люди которых называют \"пятидневками\"это значит гражданка Узбекистана вышедщая замуж за своего родственника-гражданина Таджикистана,или наоборот,и так они должны каждые 5-дней проходить границу в течении 5-ти лет,разве это красиво, смотреть как мучаеться мать 5-ти дневка с тремья детьми и грудным ребёнком на руках,стоит на длинящей очереди часами в 20-ти градусный мороз или 50-ти градусной жаре без крова над головой.Говрят мусульман брат мусульману,ведь мы же все мусульмане.Почему мы должны зависеть от других,когда у нас всё есть,кроме дружбы и взаимопонимания.

    May 10, 2010 @ 05:05:00PM
    Abdurahmon
  • «Каждый таджик говорит, что ГЭС - это наша гордость, и мы - историческая нация». Таджики, проснитесь! Подумайте, вы живете сегодня! Если уважаете свою историю, то уважайте и узбеков, потому что все связано. Ваш президент Эмомали Рахмонов - российская игрушка, он плохой политик. Не злитесь, это правда. Посмотрите на период с 1991 по 2009, он показывает, что узбекский путь развития - самый лучший в Средней Азии. Таджикистан все еще зависит от российского менталитета. Он ничто без российского правительства, даже если вы думаете, что Таджикистан независим. Пора менять вашего Эмомали.

    May 8, 2010 @ 07:05:00AM
    maryyyyyyy
  • Мои соседи всегда считали Таджикистан недоразвитой страной, но я надеюсь, что когда-нибудь узбеки будут просить у Таджикистана электричество так, как они просят сейчас воду. Конечно, это произойдет, когда наши лидеры остановят коррупцию и дадут возможности образованным людям. Если будет продолжаться также, как сейчас, ситуация в Таджикистане ухудшится. Но наша миссия...

    May 6, 2010 @ 04:05:00PM
    Ashkon
  • Мы построим ГЭС хотите вы или нет

    May 6, 2010 @ 03:05:00AM
    Anonymous
  • Короче ребята, смотрите какаая фишка получается. На хрена нам это конитель? Этот сайт также и это страница российсаких спецслужб и используется для воздействия на мозги. Используется как удочка и вы все клюете. Все что здесь есть я прочел и задумался. На фига нам Средней Азии Россия с нашими богатствами. У нас есть нефть газ хлеб хлопок вода почему бы нам дружно не жить и развивать сотрудничество? А Ивану это не выгодно. Русские говорят если бы нас небыло так и остались бы тупыми. В иране не было не одного русского и что они тупые? Думаю будет нам всем лучше если эти паразиты уйдут с Средней Азии.Проблему с Аральского моря в два счета можно решить. Посмотрите в Росии каждый год сколько паводок нет бы организовать канал до аральского моря. Нет конечно. Пока мы друг другу горло грызем Иван наслаждается нашим газом и другими богатствами. Братья.ПРОРОК НАШ ДА БЛАГОСЛАВИТЬ ЕГО АЛЛАХ И ДА ПРИВЕТСТВУЕТ СКАЗАЛ: МУСУЛЬМАНИН БРАТ МУСУЛЬМАНИНА .Давайте послушаем этого ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА ВСЕХ ВРЕМЕН И НЕ БУДЕМ СОРИТСЯ.ВСЕ ВМЕСТЕ ПОКИНЕМ ЭТУ ЗЛОВЕШНЮЮ СТРАНИЦУ ПОТОМУ ЧТО ЭТО РУК ДЬЯВОЛА.ПО УТРАМ ПОСЛЕ НАМАЗА ПОЧИТАЕМ МОЛИТВУ И БУДЕМ ПРОСВЕЩАТЬ ЕЕ НАШИМ ПРЕДКАМ ИБО НА ТОМ СВЕТЕ ОНИ НАС НЕ ПРОСТЯТ.ИНШААЛЛАХ СВИНЕЙ НЕ БУДЕТ ПРОБЛЕМ СТАНЕТ МЕНЬШЕ.МИР ВАМ И ВАШИМ ДОМАМ.

    May 5, 2010 @ 11:05:00PM
    Максим
  • Я просто в шоке от новостей связанный с Рогуном, таджикские операторы не смогли выполнить \"план\" по приобретению акций ГЭС, и правительство распорядилось наказать их и снять всю наружную рекламу в городе всех мобильных операторов. Это единственная отрасль которая развивается в Таджикистане лучше чем в других странах СА, но операторов давят все больше и больше. Я не знаю о чем думает вообще наше правительство, это просто возмутительно

    May 5, 2010 @ 01:05:00AM
    равшан
  • Уважаемые узбеки! Зайдите в свою библиотеки если они у вас есть и попросите книги про узбекской истории. Рекомендую взглянуть в конец где пишут год и страну выпуска. На фига вы себя обманываете мол у вас есть земли.О каких землях вы говорите если у вас нет истории. Небыло такой нации как узбек были только тюркские чабаны которые посали стадо баранов. Для них не было границ и они странствовали по средней азии. Постепенно их стало много и они начали нападать на государство таджиков. Далее был мир они жили в приграничных районах бухарского эмира. В самарканде и Бухаре не одного узбека небыло до революции. Когда приплыл Фрунзе и снабдил их оружием они напали на Бухарского Эмирата. В общем бойтесь ВСЕВЫШНЕГО и не обманывайте простой народ. Думаю не надо подсказать вам не чьей земле вы живете. А так если подумать что мы вам плохого сделали .Если на то пошло что будете делать если Таджикистан на самом деле будет выдвигать свои претензии к этим землям. Хотите что бы с Узбекистаном случилось то что случилось с Грузией,Югославией..... Не дай АЛЛАХ этому произойти.Что с вами было бы если рогун отдали бы россии они бы с вами не церемонились . Нас сорят русские и получают от этого выгоду. Мы не знаем как от них избавиться а вы их к себе пустите.Таджикская нация самая древняя нация со богатой культурой,традицией и историей.Ни один ученый в мире не отрицает это . Мы хотим нормально и достоно жить. В обратном случае товарооборот между нашими странами выросло бы и люди могли бы навестить своих родственников.За такую несправедливость АЛЛАХ накажет и пусть наказание придет не на простой народ на тех кто это заслуживает. Мир вам и вашем домам.

    May 3, 2010 @ 05:05:00AM
    максим
  • Рогун это наш радость,шаша экономическая независимость,мы его будем строит этого ви хотите или нет (узбако)

    May 3, 2010 @ 01:05:00AM
    Исломудин
  • Вода - это деньги. Это рыночная экономика. Мы не являемся частью Китая. Коммунизм в Узбекистане давно закончился. Я плачу за узбекский газ вовремя. Почему не покупать воду у таджиков? Без обид, моя мама узбечка.

    May 1, 2010 @ 03:05:00PM
    joke
  • Мы будем строит этот ГЭС нас ни кто не остановить. Потомчто это наша гордость. в узбаки нас не остановите понили!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

    April 30, 2010 @ 04:04:00PM
    Shonazar
  • самая главная в жизнье это мирь

    April 30, 2010 @ 01:04:00PM
    курбон
  • ребята давайте жить дружно. Но если честно, все препятствие котрые узбакистан делает, это нам наруку, мы быстрее строим нашу независимую республику

    April 30, 2010 @ 01:04:00PM
    хайрандеш
  • За всеми этими конфликтами стоит Горбачев. Радуйтесь своей независимости.

    April 30, 2010 @ 12:04:00PM
    Vladimir
  • да вы все что оборзели какой народ мы сейчас представляем !! одни говорят узбеки крутыеа таджики бараны или наоборот! додумайся таджики узбеки это и есть один народ ! не надо изза геса говорить и клеветать о нации!тупоголовые будут клеветать друг на друга ! я сам азербайдажанец!у меня есть друзья среди узбеков и таджиков !не надо говорить плохо и маразм как фашисты ! здравомыслящий человек не будет говорить о нации и культуре который одинаковый !очнитесь господа ! построят или нет это дело Аллаха и политиков не вам решать чтог делать а что нет! когда вы говорите узбек баран или таджик баран вы сами похожи на барана! я наполовину узбек а моя девушка таджичка ! яне когда ей не скажу что она дура или овца зная что между нами нет разницы! досвиданья господа!

    April 30, 2010 @ 10:04:00AM
    Атаман
  • Чем ГЭС построит сначала культуру нормально обеспечите У Таджикистана культура мультура ваще 0% В фильме \"Наша Russia\" всё сказано!!! И президент Таджикистана и Народ таджикистана за свои слова (поступки) не отвечаеть. Это Эмомали ваще глупый (идиот) Интервью даёт в СМИ и после интервью говорит журналистам пуст эти разговори останется между нами!!! Или Этот Эмомали да такой степени осталий от РАЗУМА.

    April 28, 2010 @ 01:04:00PM
    Unknown.uz
  • В мире было всего две деревни. Их жителями были разные народы и каждый со своей культурой, обычаями и порядками. Каждая из деревень была наполнена сумасшедшим ароматом цветов, и радость была на лице каждого из жителей. Всех людей по утрам будило чудное пение птиц, и из каждого окна выглядывало улыбающееся лицо ребенка. Бок о бок жили они в дружбе и радовались жизни. Через обе деревушки протекал один общий ручей. Однажды наступила засуха. Верхняя деревня начала задумываться о серьезности проблемы, и жители решили аккуратно перекрыть ручей, тем самым лишая частично нижнюю деревни источника воды. Нижняя деревня сильно страдала от нехватки воды, и когда терпеть уже было невозможно, когда на глазах родителей гибли маленькие дети от жажды, мужчины нижней деревни решили действовать. Они пришли к соседям и попытались по-человечески объяснить сложность и глобальность ситуации. Глава верхней деревни выслушал внимательно пришедших, но разделить пополам воду общего ручья отказался, сказав, что ручей берет начало и принадлежит верхней деревне, а потом только он уже попадает в нижнюю. «Мы имеем право оставить всю воду только у себя, но мы и так хоть чуть-чуть, но делимся водой с вами. Вы должны благодарить нас за это». Люди из нижней деревни пробовали снова и снова объяснить, что той воды, которую им дают им не хватает для взращивания урожая, для питья, а из-за этого большое количество проблем и, что они не могут больше смотреть на то, как погибают их дети. Они потребовали решить как-то этот вопрос, сказали, что так продолжаться не может… и ушли.

    April 28, 2010 @ 01:04:00PM
    Unknown.uz
  • Спустя 3 дня одни из отчаявшихся жителей нижней деревни пошел и вскрыл перекрытие, за что был жестоко избит «хозяевами» воды. Но его цель была только в том, чтобы помочь своим друзьям и родным. Это было жизненно необходимо для всех жителей медленно погибающей деревни. Несчастный изо всех сил сопротивлялся и не давал перекрыть воду снова, но в один момент его дыхание прекратилось. Когда жители нижней деревни узнали о страшной трагедии, они решили отомстить врагу. Началась война. Жителям нижней деревни терять было нечего, и они бились до последнего. Итогом стало две полностью разрушенных деревни. Только руины, пустые дома с покосившимися крышами и разбитыми окнами. Единственными звуками в окрестностях стал лай собак и вой волков. А все могло быть иначе. Если бы жители верхней деревни сочувствовали своим соседям, приняли бы беду одну на всех, отнеслись бы к чужим детям как к своим…они нашли бы компромисс. И ручей с кристально чистой водой не стал бы красного цвета. Всегда надо искать корень проблем. Профилактика всегда лучше, чем лечение. Разум дан человеку для того, чтобы жить в мире, верить в создателя, дарить счастье себе и всем, кто тебя окружает. Это и есть сущность жизни человека.

    April 28, 2010 @ 01:04:00PM
    Unknown.uz
  • Однажды то, что было подарено людям свыше, стало причиной их смертей. Часто жизнь устраивает нам испытания. В эти моменты необходимо подключить человеческий разум , человеческую сущность, ведь господь подарил нам всем частичку себя. И Он хочет, чтобы в трудные моменты мы оставались людьми, а не зверьми. Эта засуха рано или поздно прекратилась бы, и все стали бы жить как прежде. Порой эгоизм, несправедливость и жадность берет верх и уничтожает совесть. В такие моменты человеческие ценности теряют свой смысл. Именно в трудные моменты человек должен проявить себя- помочь себе и ближнему. И только тогда создатель, тот кто подарил нам душу нас будет оберегать, любить и подарит нам настоящее счастье.

    April 28, 2010 @ 01:04:00PM
    Unknown.uz
  • Ребята давайти жить дружно, все равно мы построим РОГУН!не переживайте без полезно.

    April 28, 2010 @ 10:04:00AM
    сайфиддин
  • Братья и сестры. Я не понимаю слово «узбек». Нет такой нации и такого слова. Пожалуйста, используйте правильное слово в своих комментариях - «узбак». Слово «узбек» распространилось, когда русские пришли в Среднюю Азию.

    April 28, 2010 @ 08:04:00AM
    Anonymous
  • Я хочу обращатся к знатку истории какой нафиг Амир Темур тебе строил Самарканд и Бухару.Из тебя хреновый историк. Бля когда построили эти города этого человека еще не было. сейчас каримов реставрирует эти города - это что он строит. К твоему сведению в свое время твоих предков разговаривать не позволяли болбес. Из за вашей трусости вы до сех пор в составе узбекской республики. Позволь тебе напомнить что у узбеков не такая уж и богатая история. Ну и стал Темур на пару лет крутым мачо зато потом им пинок под зад дали и вытурили. Узбекское государство было создано после революции 1917 года до этого времени у них не было не государства не земли. Это они отбрали у твоих предков лоханув вас до сех пор используют. Ты даже забыл что у сирдарьи несколько тысячи лет назад жили таджики так называемыми Согды. Это были великие люди не то что ты. Читаю твои слова и соглашаюсь с узбеками они очень умные раз так психологию таджиков обработали. В место того что бы поддержать свою нацию ты мелиш ерунду. Помни брат ,ты ТАДЖИК, а это великий народ узбек по жизни ставит палку в калеса ТАДЖИКУ.На вопрос что у нас такого , что бы нам позавидовать- отвечу. У ТАДЖИКА есть богатое прошлое и это называется ИСТОРИЕЙ, чего у узбека нет и не может и быть. А у кого нет прошлого и будующего не будет. Будь гордым не верь этой смеси.Посмотри на их свадьбу чем они хуже русских.История 1917 года повторяется когда иван пришел на наши земли и поддержал чучмека вот тебе и история узбекская. Почитай книгу Бободжона Гафурова ТАДЖИКИ называется. Может и не стоило мне называть тебя братом -но я это сделал чисто из за уважение к нашим предкам ДА БЛАГОСЛАВИТ ИХ АЛЛАХ И ПРОСТИТ. мир тебе и твоей семье.

    April 28, 2010 @ 08:04:00AM
    max
  • Узбеки всегда не давольные человеки они всегда не выдед будешию

    April 28, 2010 @ 05:04:00AM
    Алишер
  • Позвольте сказать мне, мои дорогие друзья! Это все контролируется российскими политиками! Я хочу сказать таджикскому президенту, притормози и используй свои мозги, а не чужие!!!

    April 28, 2010 @ 03:04:00AM
    shoh
  • перед тем как пугать войной, подумайте - нахрена ферганским матерям отправлять своих детей на войну с таджиками только из -за того, что в Каракалпакии не будет воды в достатке, а Самаркандские и Бухарские матеря захотят ли увидеть своё чадо убийцами своих земляков. Таджикистан пережил войну и не дай бог этому еще раз повториться -вместо 2х процветающих стран мы получим один Сомали, и это нам надо!!!??? Я думаю если Таджикистану нужен ГЭС для развития то он должен его получить при этом не обязан спрашивать разрешения. никогда Таджикистан не оставит соседа без воды - это не в духе ТАДЖИКОВ, а вот без света и газа в студеную зиму 2008 г братский узбекский народ нас оставил. Что касается оплаты за газ- стыдно должно быть продавать газ соседу по такое цене, которую мы имеем сегодня, а что если мы начнем продавать воду?

    April 27, 2010 @ 01:04:00AM
    Нодирхан
  • Ненадо ругатся Узбеки мы сюравно строим етот ГЕС.Дай бог здаровыя нашему президенту мы строим из Таджикистана Париж

    April 26, 2010 @ 10:04:00PM
    Хуршед
  • слушайте вы узбеки,у меня к вам нету претензий хотя я тоже узбек,но ваш президент ислам каримов и его окружение,незнаю но они какие то не такие,они уже своему народу мозги пудрят и почти что сравнивают с хиросимой и нагасаки,также тоже нельзя,все выступающие против рогуна сначало понюхайте свой воротник,я лично за своего президента свою душу отдам за то что он придумал Идею-Рогун и не только я,а у вас в узбекистане есть такие которые за президента свою душу отдаст,кукиш!!!!так что \"Узбекистан\" молчи и лучше молись за нас,бизни ёрдамимиз тегади,\"ваши\" понаехали тут как гастарбайтеры нет чтоб решить этот вопрос,вы понимаете о чем я,хорош мешать исламчик угомонись,лучше дочку свою проконтролируй!!!

    April 26, 2010 @ 04:04:00PM
    тамерлан
  • Весь этот бардак произошел по вине бывшего Советского Союза (Рудзутак и Ленин), которые решили, что у таджикских кланов есть право жить в собственной стране. Каждый образованный человек знает, что в Средней Азии было три королевства, где жили, в основном, узбеки. То, что у таджиков есть своя страна, - печальная ошибка. Я предлагаю отправить этих дикарей в Оратепе или другие горы, пусть там живут и борются до исчезновения. Если бы у меня были деньги, я бы окружил Таджикистан АЭС. Внимание, у таджиков нет права на свою страну, и я (как и каждый интеллигент) не считаю их нацией.

    April 26, 2010 @ 09:04:00AM
    Ale
  • Будьте очень осторожны, это опасно!

    April 23, 2010 @ 08:04:00PM
    none
  • Дорогие друзья Самарканд и бухору кто Строил Амир Темур он кто Узбек,многие говарят что там живут Таджики и этот город наш нет это не правильно,В Таджикистане тоже есть такой город как Шахртус там живут Узбеки они же не говарят что это их город, думайте головой друзья,Я сам таджик но буду болеть за Узбеком потомушта они правы,Согдийский область должен быть у Узбеков почему? потомушта их минталитет одинаковые,а Хатлонский область должен быть у Афгансев они как Афгани живут как они готовят как они одеваются как они,вот так вот,Читайте Историю там всё сказана Согдийский область это Ферганская долина так что не надо много говарит Ислам Каримов впереёд!

    April 23, 2010 @ 05:04:00PM
    Рашид
  • здраствуйте уважаемые пользователе етого сайта мы Таджики добрый народ но мы нелюбим кагда нам запрешают строить нашу ГЕС на нашейже земле,источникит которые исходят из нашехжих ЛЕДНИКОВ которые находятса на нашей земле так пачему ммы недолжны строить ГЕС. Мы будем строи ГЕС РАГУН и вы нам не помеха запомните это. ДАЙ БОГ долгой жизни нашему и здравого здоровья ВЫСОКО УВАЖАЕМОМУ ПРИЗЕДЕНТУ ЭМОМАЛИ РАХМОНУ пусть будет ЭМОМАЛИ РАХМОН И РАГУНСКАЯ ГЕС запомните это несносные завистники узбаки.АЛАХ ВСЕВЫШНИ все видет и слышет пабойтесь АЛАХА паспешники америки это вы узбакское ПРАВИТЕЛЬСТВО.

    April 23, 2010 @ 02:04:00AM
    umed
  • Узбеки ! припятствовать благую работу это грех и Бог накажет за это, вы много раз старались уничтожить таджикскую нацию и присвоит себе Таджикистан. Много достойние ребята погибли из за этого вы убили даже наших классных певцов как Кароматулло Курбон и .т.д но в итоге не удалось получит все что запланировалось может додумаетесь хотя б один раз что все к чему вы стремитесь это разозляет Бога!

    April 22, 2010 @ 08:04:00AM
    Зоир
  • МЫ ПОСТРОИМ НАШ РОГУНСКИЙ ГЭС!!! ИНШААЛОХ И ВСЕМ БУДЕД ХАРОШО И ВАМ И НАМ НЕ НАДО СОРИТСЯ.ВСЕ СОРЫ ЗАБУДУТСА МЕЖДУ НАШИМЫ НАРОДАМИ И ВРАГИ ЛОПНУТ ОТ ЗАВИСТИ.ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО И ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА.

    April 22, 2010 @ 02:04:00AM
    Anonymous
  • Князев хочет расширить афганскую границу до Казахстана)))

    April 19, 2010 @ 02:04:00PM
    Joe
  • YA nepoymu tadjikistan aryot na vsyu glotku chto on postroit, govorite chto mi vam zaviduyem?? YA redavoy jitel stolici TAshkent I znayete chto chemu nam vam zavidovat chto u vas yest takogo chto vi mojete gorditsya, jizen u vas xrenovaya ekanomiki net da i vsyo ostalnoye namnogo otstayot ot UZbekistana CHego tolko stoit nash novit FUTBOLNIY club BUNYODKOR s samim visoko oplachev trenerom v mire SKOLARi. A nashyot Raguna , NASH preziden I A KARIMOV PROSTA krasavchik, on ne kak vash narod doit tak chto delayte vivodi, I stroyte pasmotrim dokuda vi smojete))

    April 19, 2010 @ 02:04:00AM
    MAN
  • Я вот не понимаю, какие проблемы у УЗБАКОВ...... если вы не заметили, оскорбительные выражение только свашего адреса, и еще вы осмеливаетесь о нашей культуре говорить..... А нашего президента вы даже не трогайте.... Слава Аллаху, он один из наилучших президентов в мире..... Вы как завидовали нам, так и завидуете.... Вы не можете смотреть на то, как мы на ноги поднимаемся...... ТАм кто-то на счет тово говорил, что мы за слова не отвечаем.... Вот на вопрос на эту тему не поднимайте..... Кто за слова не отвечает и двуликий, так это вы..... Вместо того чтобы вместе развиваться и показать другим регионам, что среднеазиаты лучший народ, вы наоборот ищете тока выгодную точку и и из кожы вон вылезете, чтобы добиться цели.... Вы даже своих узбаков кинете, если вам это будет выгодно... И еще на счет 28 миллионов... И че с того что вас много??? извините, но я 28 миллионов узбаков по 28 миллионов раз во все дырки ебал!!!!!! Вы самый подлый народ!!!

    April 19, 2010 @ 02:04:00AM
    Jhony - D
  • Узбеки хотят войны? Хмммм нам нечего терять очистим Таджикистан от Узбеков и займёмся вами УЗБАКО !!! Лучше живите себе мирно ато мы покажем вам где раки зимуют!!!

    April 19, 2010 @ 01:04:00AM
    TJK
  • Рогун гордость всех таджиков и мы ее будем строить намечаные сроки. Если война начнется мы возмем наш Самарканд и Бухоро и это не шутки вам. У вас узбеков нету истории и это научно доказано многим ученым. Узбеки как бараны. узбеки у вас не что не полусится и не трате столько энергии на это. После строительство Рогуна мы будем строит Балджувонский ГЭС что более мощный чем Рогун и это будет конец света для Узбекистана а для Таджикистана наступить новая эра, эра промышленности и процветание. РОГУН МЫ ДОСТРОИМ И ЭТО НЕ ВАША СОБАЧАЯ ДЕЛО.

    April 18, 2010 @ 09:04:00AM
    far
  • Мы все равно построим Рогункой ГЕС хотите вы или нет!!!!!!!!!!!!!! Давайте Таджики вперед........

    April 18, 2010 @ 07:04:00AM
    Парвиз
  • xuy postroite gandoni GES budete umolyat Nas Uzbekov

    April 17, 2010 @ 12:04:00PM
    Uzbek
  • Дорогие друзья давайте не будем, спорит о строительстве Рогунской ГЭС-и вы во первых читайте там что вы написали вы думали об этом я имею виду узбеков где быль ваш народ вы узбеки были нашими рабами и им останетесь это я вам уверяю до ХХ века вашего народа не быль не это мы из вас сделали человеком и вы сейчас говорите что мы тупые обдумайтесь, перед тем как оскорбить нашего народа вы тысяча лития пыли нашу воду и соль и теперь по вашему мы тупые да вы все узбеки долбани рабы таджиков и все жизнь будете таким это я написал как истинный таджикский гражданин.

    April 16, 2010 @ 04:04:00PM
    Мино
  • Tajiki i uzbeki spokom vekov mirno zhili i mirno trudilis. Uzbekistan dolzhen sadeystvovat i pomoch postroit GЭS.Inachi nash kulyabsi vizhmut ves SOK u tajikov do poslednoy kapli.

    April 16, 2010 @ 02:04:00PM
    Daler
  • Хочу сказать новопризнаным узбекам о том что 2 города Бухара и Смарканд, из покон веков являются нашими, то есть с таджитским Этносом(НАРоДНОСТЬ)... Хочу напомнить вам дорогие , что ваш много уважаемый Амир Тимур (Тамерлан) основал свое государство вокруг Самарканда, понимаете начто я намекаю... По этому считаю не этичным делать замечания в наш адрес по поводу стоительства или не строительства.

    April 16, 2010 @ 12:04:00AM
    JOJO
  • Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного, Ассаламу Алайкум, Мы будем строит наш ГЭС и пусть не кто невмешеватся в нашу жизнь нас не кто не остановит мы АРИЙСКАЯ расса и мы будем строит у себя своих ГЭС. Да сохранит Нас Всевышне Аллах Аллаху Акбар!

    April 15, 2010 @ 08:04:00AM
    Амир
  • <<,братья>> узбеки-качевники .Не лопните от зависти и так вы у нас отняли Самарканд и Бухару, украли нашу культуру, так дайте нам жить довольствуясь жизни, Дай бог долгой жизни нашему народу и нашему многоуважаемому и всеми любимого ПРЕЗИДЕНТА ЭМОМАЛИЧОН РАХМОНА хотите или нет мы построим еще по воли АЛЛАХА всемогущего сотни таких ГЭС-ов!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    April 15, 2010 @ 05:04:00AM
    Мушкиниссо
  • Люди! Откуда столько ненависти? Неужели вы думаете, если кому-то станет плохо, то вам будет лучше? Может быть худой мир лучше доброй ссоры?! Остановитесь на минуту и подумайте, как будут жить ваши дети.Что вы им оставите? Не надо проклинать друг друга и угрожать. Земля одна. Мы родственные народы.Кидая друг другу оскорбления и угрозы, вы растеряете остатки здравого смысла.

    April 15, 2010 @ 03:04:00AM
    Anonymous
  • Москва и Ташкент всегда хотели господствовать в этом маленьком ЦА государстве, тому свидетельства 20-е и,потом 90-е годы, когда узбекские солдаты ворвавшихся в Душанбе со стороны Регара искали и убивали таджикскую интеллигенцию. Кто то там пишет,что в таджикистане ведется дискриминации узбекской диаспоры, а вы взгляните на список и родословность \"верхушки\", половино из них составляют узбеки, лакайцы и прочие тюркоязычные диаспоры. Вы пишите, что после завершения рогунской Гэс низовья останется без питевой воды и Аральское море еще больше высохнет. В 80-е годы когда посетил республику Каракавпак, окраина была уже захвачена соленными землями. Это страшно, но в этом виноваты не таджики. Таджики просто хотят жить достойно и не зависит в будущем от такого соседа как Узбекистан. Возможно когда с политической арены уйдут нынещные правители и придут к власти более понимающее люди, которым судьба народов азии будет им не безразлично, тогда вероятнее придем к единому сошласии. А Рогун нам нужен, хотите вы этого или нет. На Россию ни смотрите, это не те русские, которые были в 19-20 вв., они предали нас и будут дальше предавать.

    April 14, 2010 @ 01:04:00PM
    nik
  • Эти водные ресурсы В Центральной Азии принадлежит только для Таджикситану поэтому по быстрее надо строит этот стратегичесикий ГЭС. С экономических точки зрений имеет очень большой интерес. То есть много другие проблемы решается после строение этого ГЭС-а.

    April 13, 2010 @ 11:04:00PM
    рустам
  • ПРИЧИНА НИЗКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ ДВУХ НАРОДОВ Ассаламу алейкум. Разногласия существуют в данный момент из-за того, что мусульмане отошли от совей религии. Смотря на комментарии, удивляюсь тем людям, которые говорят, что мол \"мы все равно построим\" или \"постройте им назло\". Это не дело. Узбеки мусульмане. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: \"Мусульмане подобны одному организму. Если болит один орган, то это сказывается на всем теле\" (Примерный смысл хадиса). В соответствии с этим хадисом проблемы узбеков наши проблемы. Ведь верующие братья. Каждый из нас должен помнить об этом.

    April 12, 2010 @ 01:04:00PM
    Абу Яхъя
  • Мда.... спорить можно вечно на эту тему, нужно что то предпринимать с обоих сторон либо придти к какому нибудь компромису либо опять братся за ножи и вилки и бросатся друг на друга... Нам таджикам нужно электричество для нашего развития, сейчас только в этом потенциал, узбеки вечно чем то недовольны то им воды не хватает, то им наш народ не нравится, то это , то другое, Воды хотят вот спустим им Сарез и получат сколько хотят воды они потом в этой воде купаться будут ))

    April 12, 2010 @ 11:04:00AM
    PreSIDenT
  • Президент Каримов боится одного, его электроэнергию не будут покупать соседние страны, т.к. у него электроэнергия добивается дорого! Он этого только боится, в Узбекистане столько водохранилищ имеется а никто об этом не говорит а источник из Сырдарьи!

    April 12, 2010 @ 10:04:00AM
    Салим
  • Узбеки теперь принялись за Талко, и ж/дорогу, потому что ничего больше придумтаь не могут. Нет у них ничего против Рогуна, мы его все равно построим, даже если Пан Ги мун будет против этого. Хотя как говорят Генсек предложил таджикам построить только 4 агрегата, типа чтобы потом узбеки заткнулись, уж только не знаю согласился ли наш президент на это....

    April 12, 2010 @ 07:04:00AM
    Саид
  • ehh tadjiki, xotite gaza i sveta, togda budem vas jdat v Uzbekistane... Uzbeki- gosteprimniy narod.. zachem nam zavidovat vam.. chtota u vas yest dostoynoye dlya zavista..

    April 11, 2010 @ 03:04:00PM
    zarina
  • Мы, мусульмане, можем обойтись без борьбы друг с другом. Если кто-то хочет бороться, он может ехать в Палестину и сражаться с Израилем. Пакистанец.

    April 11, 2010 @ 09:04:00AM
    Waqas
  • Стройте стройте! Там и захлебнетесь!

    April 10, 2010 @ 09:04:00PM
    Александр
  • Узбеки Ми вас трахним после строиителство гес ви нечего неможете нечего зделат до пошли ви все на хрен

    April 10, 2010 @ 11:04:00AM
    Натсист
  • Салам аллейкум.Читаю все что было написано выше, и знаете, обидно.Очень обидно.Мы, узбеки и таджики, братские народы, и не думайте что это агитация.Нет.Посмотрите, у всех в роду есть узбеки и таджики, например мать узбечка, а отец таджик, так что наши народы давно смешались, и поэтому не надо нападать друг на друга.А то тут у вас военные действия начинаются.Насчет тех кто говорит что мол \"каримов поломает хребет рахмону\", то это бабушка надвое сказала.Не думайте что у таджиков армия слабая.И не дай бог если начнется война, то на войне будут погибать молодые люди, а их матери будут плакать, и кому это будет нужно?Так, что не надо войны.

    April 10, 2010 @ 04:04:00AM
    Anonymous
  • хотите войну без проблем, вам узбекам больше терять, андижан фергана, самарканд и бухара думаете встанет за вас а каракалпаки тем более, вот и разделят потом вас на таджикистан, казахстан и киргизы немного получат.... yt kexitkb ljujdfhbdfncz

    April 10, 2010 @ 03:04:00AM
    алишер
  • Ислам Каримов настоящий мужик. РЕСПЕКТ ЕМУ! Рахмон как люли ходит по всему миру бабки просит. Потому что своих мозгов нет. Таджики наймите узбеков - они из вашей страны конфетку сделают

    April 10, 2010 @ 03:04:00AM
    Tofik
  • Во всех проблемах таджики сами виноваты. Ладно в 1 раз Узбекистан поставил Рахмона президентом, это нужно было для окончания войны. Ну а во второй раз на кой хрен вы его выбрали? Вот вы говорите \"Великий таджикский народ\", исходя из того кого вы выбрали президентом (председатель колхоза) можно судить о вашем умственном развитии. Рахмон по старой колхозной привычке относится к вам как к баранам. У меня друг кореец в Душанбе есть так он говорит: Б...дь хотел на работу устроится а мне говорят когда по паспорту станешь таджиком тогда и приходи. А на рожу мой друг наиголимейший кореец. И после этого вы говорите что вы умные? Да вы бараны.

    April 10, 2010 @ 02:04:00AM
    Anonymous
  • Ребята угомонитесь! Что вы пристали к этому рогуну,лучше подумайте о своих водохранилиш,что бы они вас не накрыли.70 лет нам жизнь портили ваши наемники на гражданской войне убили сотни тысячи таджиков-и этого мало теперь за воду взялись.Что вы за люди что вам не хватает,как земля носит таких людей. ВСЕВЫШНИЙ дал каждому народу какое то добро вы наслаждаетесь газом нефти светом а мы чистой природой и водой . Думаю все честно. Так что немучайте себя,направьте свои силы на благое дело

    April 10, 2010 @ 02:04:00AM
    макс
  • Тавариши кто небуд читал совриминий Узбакский словар каторий вышл до того как узбекский язык взял статуса государственного языка, там 70-80% таджикский слов используется. Так что Рагуская ГЭС ето предлог, Узбекистан не хочет стройка этого ГЭС-а патаму что Рагун эта транплин экономический равиваюший Таджикистан,а когда гасударства экономичека независимая то он будет зашишат сваю културу и сваю ценост а Узбекистан не хочет остатся у разбитого карита.

    April 9, 2010 @ 07:04:00PM
    ФАТХ
  • Каримов если бы смог ломать хребет то давно это бы сделалэто.Вы нас пугаете войной и что вас 28 млн думаете мы боимся? Фиг вы угадали,мы то прошли через войну но вы уверенны что готовы к ней?Каким бы не был наш президент он мужик и за слова отвечает , не то что некоторые поворачивают одним местом то на запад то на север. Ребята (народ) вы не при делах к братскому народу нет претензий в Андижане мы убедились какая у вас власть

    April 9, 2010 @ 07:04:00AM
    Макс
  • Строительство Рогунской ГЭС это внутреннее дело самого Таджикистана и не надо туда лезть. Может укажете как и когда спать с женой?

    April 9, 2010 @ 06:04:00AM
    Масан
  • Добрый день,Всем!Не надо зря нервы портить людям и всем соседям.Что бы то не было но мы построим наш ГЭС, Это не Вам решать. Думаю правительству лучше знать. А то что грубите и не ладными словами зоветы ,этому никто Вам право не давал. Вы пишите то что думаете , но неоскорбляйте.Мы соседи . мы все ваши унижения терпели и терпим.,но как вы не глупим и не бушуем.Мирно можно все решить .,и решить эту проблему Власти по своему усматрению ,а не вы.То ,что строят, они для благо народов., еслиб было нелзя ,и опасно для тисячи людей, развебы взялись за строительство.Мир Всем.

    April 9, 2010 @ 05:04:00AM
    Gulmirzo
  • все будет хорошо дорогие соседи! мы вам дадим газ, свет, тепло... Но надо платить за удовольствие

    April 9, 2010 @ 04:04:00AM
    poi
  • наша страна река тоже в нашей стране что модет нам помешать её построить для получения света для нашей же страны никто и ничто нас не остановит!!!!!!

    April 7, 2010 @ 05:04:00AM
    Аноним
  • Да пошли вы со своими ГЭС ам

    April 6, 2010 @ 02:04:00AM
    001
  • То что пишут некоторые про 30-годи историческо-политическиие несправедливости это кануло в историю, но строятся сегодня отнощения в ЦА нелзя без анализа тех собитии. Это всем известно что политические руководители Узбекистан начиная с первых лет СССР имеет абиции стать регионалным лидером как бы мягче сказать \"пупом земли\" ЦА у ных притензии нетолько к по поводу Рогуна к Таджикистану, точно такие же притензии ест у ных к Казахам к Туркменами Кыргизам и эти их амбиции уже обратились в некую потологию истерию обиду на всех и всю они уже как персонаж из баснии Крылова \"Моська\" как что предпринимается в соседных странах они начинают тявкать тем самим позоря Узбекский народ. Экологичекой экспертизой не надо пугать сэтым мы согласны давайте также провести в рамках программы спасения Арала тоже экологическую экспертизу куда исчезает вода, на теретории РУ сколько водохранилиш построено а РУ как исползуется вода.Вот где собака зарыта. А то что в советское время рады увеличения урожая хлопка ледники на истоках Амударии и Сырдарии со сторони РУ поливались реогентом это тне вляло на экологию.А износе всей иригационной системы РУ которая построена в годи четвертой пятилетки во всем мире давно уже отказались от такой практики водо ползования.Не надоь угражать если катастрофа прорыв плотини кто ответит за смерти людей, это никто не может предсказать на это воля всевыщнего. Это все оговорки ну не нравится соседу что по делаеш как говорится в поговорке \"Собака лаеть караван идеть\" пуская потратят больше силу и средств на это. Ни куда нам не дется друг от друга Таджики и Узбеки как жыли рядом так и будут жить, но придет время и потомкам нинешных правителей РУ будет стыдно за их соседа ненависнеченскую политики.

    April 6, 2010 @ 01:04:00AM
    UMED
  • в ответ на такие неправдоподобные высказывания узбеков о таджикистане и рогуне пусть таджикистан построит еще 5 таких гэс и 10 промышленно-производственных предприятий

    April 5, 2010 @ 11:04:00PM
    поли
  • Я считаю, что такое непонимание между двумя братскими народами - работа великих держав, которые эксплуатировали эти народы столетиями. Однако беспокоит незрелый ответ на ситуацию среднеазиатской страны. Это просто политика «разделяй и властвуй» великих держав, которые пользуются этими проблемами. Я считаю, если среднеазиатские страны будут решать свои проблемы совместно и дипломатично, регион будет процветать и укрепляться, и не будет так уязвим перед лицом внешних угроз, как сейчас.

    April 5, 2010 @ 10:04:00AM
    Abdurazzo Abdulloev
  • Таджики, повторите сто раз: «Мы построим ГЭС, хотите вы этого, или нет». Тогда, когда-нибудь Рогун, возможно, построится сам. А если серьезно, ситуация со снабжением электричеством и газом в Узбекистане никогда не была лучше. Повсюду за пределами столицы электричество часто отключают, а давление природного газа во многих районах настолько низко, что люди вынуждены обогревать свои дома другими способами. Таджикистан продает электричество Афганистану (как и Узбекистан), и я не вижу причин, по которым он продает электричество за рубеж, когда зимой «мерзнут дети». Правительство Таджикистана хотело импортировать дешевое электричество из Туркменистана (так как существует Центральноазиатская электросеть) и продавать его дороже в Афганистан. Очевидно, таджикское правительство использует Узбекистан как козла отпущения за собственные проблемы.

    April 4, 2010 @ 11:04:00PM
    nadir
  • Мы построим наш Рогун всеравно вы поняли меня !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

    April 4, 2010 @ 04:04:00AM
    rustam
  • UzbAkistan! Oni zaviduyut nam, eto znaet kajdiy iz Tadjikov...Mi stroim i budem stroit nash Rogun...Gori nashi, reki nashi i ROGUN nash. U nikh u uzbakov, problema eshe v peredi, zasukha, potoplenii i eto vse im za takoe obrashebie s sosedami.

    April 3, 2010 @ 11:04:00AM
    Sh@rifJonn
  • ya tadjik no jivu v uzbekistane, zachem rugatsa, ya lublu svoyu rodinu uzbekistan i svoy gorod samarkand, tadjiki davayte jit drujno, a to vam hudo budet, mije vse odnoy krovi.

    April 2, 2010 @ 02:04:00PM
    doston
  • Князев... сотрудник спеслужб Узбекистана... как же.. он там персона нон-грата, если что!

    April 2, 2010 @ 07:04:00AM
    Алина
  • vstretils kak to \"etot\" i \"tot\", tot sprashivaet u etogo \"nu che?! sidish pri svete maslennoy lampi?!\" etot otvechaet tomu \"nichego,.... cherez 2 goda budesh vodu nasit v baklajkakh\". Maral: vsegda dumay o chem govorish i chto delaesh

    April 2, 2010 @ 02:04:00AM
    Abdu
  • Строительство Рогуна без независимого международного расследования и экспертизы - это большое преступление против человечества. Я бы сказал, что строительство Рогуна - это на 100% политический проект. Он не в лучших интересах Таджикистана. Если правительство Таджикистана хотело обеспечить свой народ электричеством, оно должно было построить малые и средние электростанции много лет назад. В этой сложной экономической ситуации в Таджикистане, когда простым людям надоела существующая система, Рахмон заинтересован перевести внимание на «внешних врагов», в этом случае на Узбекистан. Ежедневные обвинения в адрес узбекского правительства и этнических узбеков нагнетают напряженность на национальной почве. Этнические узбеки сталкиваются с дискриминацией и проблемами в Таджикистане. Так вечно продолжаться не может.

    April 2, 2010 @ 01:04:00AM
    Gairat
  • Зависть! Это есть зависть, причем черная зависть! ГЭС нужна нашему народу и нашей республике, она будет построена нашими усилиями и Иншааллах никто этому не помешает. Узбекистан не хочет развития Таджикистана, но таджики народ трудолюбивый, уборный и древний! Будет у нас ГЭС, будет у нас все!

    April 1, 2010 @ 09:04:00AM
    Anonymous
  • не таджикам нас шантажировать ! хвост головой не вертить ! и прeкратите нападать на нашего Президента. быстро то этих таджиков усмирим . весь юг наш гадите своим алюминзаводом . теперь нас без воды хотите оставить ! ищь,расхотелись . будет 28млн человек вас терпеть ? и не надо кричать - спецслужбы-спцебары . нам мир нужен , но без воды этих таджичков в мире не оставим

    April 1, 2010 @ 05:04:00AM
    assan
  • река наша, мы построим наш Рагун, Узбекистану продадим по международным ценам, как они продают свой газ. ВСЕ ИХ ДОВОДЫ ИЗ ЗА ЗАВЕСТИ ВЕЛИКОМУ ТАДЖИКСКОМУ НАРОДУ

    March 31, 2010 @ 09:03:00AM
    rahim
  • Салом! Я хочу скозать сваю мнению так между Таджиками и Узбеками есть был и есть родственные узы векамы. И не кто кромы этых граждан не имеет права обсуждат наши проблемы ктобы он небыл. В нашем семы жена у меня узбеча,снаха узбечка а также имеем другии родственные отнашении.Не недо вмещиватся во внутриние полики обоих стран т.е третая страна явлется лищная как нибуд в мироно по братским решим все проблемы с боже поддержки.Но Рогунскую ГЭС мы сваимы сылами и средствами будим строит в сроки.

    March 31, 2010 @ 01:03:00AM
    Шарифхон
  • Откуда начались эти проблемы? Перемотайте пленку назад братьи по вере узбеки. Вспомните 30-ые годы прошлого века когда под дулом автомата меняли паспорта таджиков в Намангане, Бухаре , Самарканде... ! Еще раньше против Бухарского Эмира кто в первую очередь встал? Это не Фрунзе. Дальше пойдем или как? Правильно говорят : Все новое хорошо забытое старое.Я к узбексой нации претензии не имею,зато к узбекским властям есть вопросы. Кто в 90-ые годы на поезде проезжал через Узбекистан? Кто проехал тот знает как издевались над Таджиками. А ведь тогда Рогуна небыло.Логика проста . Эти люди всячески стараются мешать своим соседям развиваться. Игоистически добиваясь своей цели во что бы это им не стоило.Зимой вам хорошо у вас свет газ ,а у нас дети умирали от холода.Власти Узбекистана хотят доказать западу , что культура узбексков близка к их культуре и вообще они другие люди.Но они забывают , что меняв кирилицу на латынь...! Это они начали эту игру. Представьте такую картину : Мы играли в футбол сами с собой.Потом пришли Вы и забили нам гол.Нам же тоже надо забивать ,а то что за футбол ,когда одна команда будет забивать.И еще правила не Вы устанавливаете.Есть очень мудрая и древная пословица: Если ты назовешь цветы тюльпана розой, то все равно твоя роза пахнет тюльпаном. Мир всем вам.

    March 30, 2010 @ 06:03:00AM
    Зулфикор
  • Ну если вы всем миром против строительства Рогунской ГЭС, тогда у нас один единственный выход: построить атомную электростанцию....а что на это скажете? тоже будете через ООН этот вопрос решать?

    March 30, 2010 @ 04:03:00AM
    tojik
  • скорее так, войну действительно заказалы узбеки но нажилис на этом только кулябские районы. а таджиков меньше всего в кулябе. так, Каримов хочеть доказать что он не таджик а Рахмонов хочет доказать,что он таджик. Мы таджики тут ни при чем. Вот она костяк проблемы. пусть сами разберутся. а ГЭС мы сами построим и без тех и без другие.

    March 30, 2010 @ 03:03:00AM
    кфор
  • и как такого человека как князев киргизы терпят на своей земле.Живет в бишкеке а поет под дудку ташкента и москвы. Слава аллаху на территории Таджикистана таких давно не осталось, потому что мы становимся подлинно независимыми и наши граждане думают о своей родине.

    March 29, 2010 @ 11:03:00PM
    мр
  • vot voobshe udevlayus vsemu skazannomu., mi negrubiyani kak vi i vse drugie dovadi, ya za neytralitet., ya za to chtobi v regilone bil mir, nando bilo iznachalono zakrivat granitsi mini razbrasivat gde papalo., nado bilo maximalno sootrudnichat, a neotvarachivatsya v sotoronu i ostavlayt soseda, takya zhe situatsiuya i k drugoy spotorne, MIR eto glavnoe chto est shas u nas, nekhotite storitelstvo GES dayte chtonibud to chto perekroet nujdu v ego storitelstve. est ideiiii???

    March 29, 2010 @ 10:03:00AM
    123qwe
  • каримов прав это однозначно если катастроа будет никто не ответит за это таджики такой народ они не отвечают за свои поступки но если будут военные действия каримов сломает хребет рахмону полюбому

    March 29, 2010 @ 09:03:00AM
    Исмаил
  • В узбекстане нет независимых политологов ,это смешно.А Князев сотрудник спецслужб узбекстана.А вообще кто такой Каримов что-то требовать от Кыргызстана и Таджикистана

    March 26, 2010 @ 09:03:00PM
    гэс
  • Tadjiki doljni soglasitsa nashim (uzbekskim) politikam i ekspertam esli oni postroyat etot ges i posle etovo chtoto sluchitsa ne day box umrut mnogo lyudey.a posle etovo pravitelstva Uzbekistana dumuyu ne budet smotret tixo.

    March 23, 2010 @ 01:03:00PM
    Doniyor
  • Вклады в Алп Жамол банке будут возвращены Как сообщил официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистана за нарушения банковского законодательства отозваны лицензия на право проведения банковских операций и генеральная лицензия на проведение операций в иностранной валюте у частного открытого акционерно-коммерческого банка «Алп Жамол банк». Это было сделано в соответствии со статьей 53 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» и статьей 14 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности». По сообщению внутреннего источника из Центрального Банка Республики Узбекистан, все вклады (депозиты) физических лиц переведены в государственный коммерческий Народный банк Республики Узбекистан (Халк банк). Включая вклады (депозиты) в национальной, иностранной валюте и страховые депозиты, средства, размещенные на международных пластиковых картах Visa . Вкладчики могут вернуть свои средства, размещенные на вкладах, обратившись в Народный банк Республики Узбекистан. Средства будут выданы в той валюте, в которой, были размещены. Шерзод Каримов

    March 16, 2010 @ 06:03:00AM
    Нелли
  • Добрый день. Сосед всегда должен переживать за соседа. Мы не враги. Мы не такие как вы, вы грубияны.

    March 16, 2010 @ 03:03:00AM
    tolibsho
  • таким шакалам как князев, которые хотят войны нет места на белом свете!

    March 9, 2010 @ 05:03:00PM
    ислом
  • Мы построим ГЭС хотите вы или нет

    March 9, 2010 @ 08:03:00AM
    Ариф